Гендерные активисты выступили против разделения археологами человеческих останков на «мужские» и «женские»
С точки зрения «гендерных археологов», концепция дуальности полов принесена «христианскими колонизаторами». Их оппоненты называют такие идеи «шагом назад».
Канадский гендерный активист Эмма Паладино заявила (и ее твит стал вирусным), что если какой-нибудь «дерьмовый» археолог будущего определит кого-то из ныне живущих представителей разнообразных гендеров как «мужчину» или «женщину», то это может быть неверно и «это никогда не изменит того, кем вы были при жизни. Ты — это ты, достойный человек, и всегда им будешь, даже после смерти». Молодая исследовательница — соискатель научной степени в области археологии, однако подобные тезисы в последнее время поддерживает и ряд других ученых.
Ранее в этом году адъюнкт-профессор Канзасского университета (США) Дженнифер Раф выпустила книгу «Происхождение: генетическая история Америк», в которой заявила: «Нет четких разделений между физически или генетически «мужскими» и «женскими» особями». Раф написала это в контексте костных останков, которые находят археологи. Она постулирует, что ученые не могут знать «гендер» жившей девять тысяч лет назад перуанской охотницы, о которой недавно активно писали СМИ, поскольку авторы работ не в курсе, идентифицировала она себя как женщина или как мужчина. По мнению исследовательницы, «дуальный» концепт пола «навязан христианскими колонизаторами».
Ранее подобные взгляды высказывались в судебной медицине, даже возникла целая группа Trans Doe Task Force, утверждающая, что опознание трупов по полу «делает плохую услугу людям, не имеющим гендерной бинарности».
Идентификация пола по скелету — давняя норма в археологии. В большинстве случаев кости мужчин и женщин серьезно различаются по целому ряду признаков. Скелет женщин «легче», грацильнее, большинство костей тоньше, зачастую наблюдается разная их плотность. Кроме того, генетическая идентификация последних десятков лет позволяет установить пол и генетически. Как известно со школы, у женщин нет Y-хромосомы.
Хотя может быть ситуация, когда и у мужчин (в преклонном возрасте) часть клеток утратила эту хромосому, но такое состояние — патология, снижающая и продолжительность жизни, и когнитивные способности.
Проблемой с отказом от идентификации останков по полу остается то, что при ее последовательной реализации ряд научных публикаций могут оказаться невозможными. Например, авторы той же работы по перуанской охотнице возрастом 9000 лет уделяют особое внимание объяснению того, как и почему женщина могла заниматься таким делом, как охота, к которому мужчины в норме физически адаптированы лучше. Обычно они быстрее, сильнее и выносливее, что не в последнюю очередь обусловлено принципиально другим уровнем тестостерона и рядом других физических адаптаций, зависящих от генов Y-хромосомы, а также другой регуляции примерно 6,5 тысячи генов и вне этой хромосомы.
Другой пример: в целом ряде исследований прошлого сравнивают средний рост мужчин и женщин. Это имеет значение, поскольку указывает на разницу в их питании и образе жизни, обусловленную тем, что практически во всех традиционных обществах и то, и другое у мужчин и женщин различается.
Ряд ученых пытаются протестовать против новых тенденций в западной археологии. Элизабет Вайс (Elizabeth Weiss) из Университета штата Калифорнии в Сан-Хосе называет попытку «отмены» половой идентификации человеческих останков «идеологически мотивированной стряпней».
Вайс идет еще дальше и отмечает: недавний резкий рост числа людей, идентифицирующих себя как трансгендеров, указывает на то, что эта тенденция — «социальная, а не биологическая». По ее словам, «попытка ретроспективно лишать пола затмевает этот очевидный факт». «Эта новая политика стирания прогресса археологии в идентификации женщин — шаг назад для науки и женщин», — заключает ученый. Она также отмечает, что отказ от идентификации останков по полу нанесет удар по судебной медицине.
В то же время надо понимать, что позиция Вайс для современных Соединенных Штатов Америки не слишком типична. Недаром исследовательница судится с собственным университетом из-за того, что в вузе ее называют «расистом» и лишили доступ к останкам, с которыми она работала.
https://www.thecollegefix.com/san-jose-state-professor-sues-school-after-department-called-her-racist-blocked-research/
С высокой долей вероятности, отказ от половой идентификации скелетов имеет все шансы на победу в западной археологии. По крайней мере, на это указывает опыт с отказом от их классификации по расам, который в последние 30 лет в основном уже завершился (правда, лишь для западного мира: в России этот процесс только идет).
Текст: Naked Science – новости науки. Александр Березин.
https://naked-science.ru/article/archeology/arsheologi-gendernye-aktivisty